эль лисицкий, Илья Эренбург
Журнал "Вещь"
1921-1922 годы. издательство "скифы"
ТРИБУНА МИРОВОГО АВАНГАРДА
В 1921–1922 годах издавался авангардный журнал «Вещь», который позиционировался как международный журнал по современному искусству и выходил на трех языках. Журнал был «призван стать трибуной мирового авангарда».
Редакторы «Вещи» Эль Лисицкий и Илья Эренбург выдвинули лозунг «Искусство ныне интернационально».
А. Н. Лаврентьев. «Вещь». Журнал. Берлин. 1922 // Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура : в 3 т. М., 2014. Т. 3, кн.1. C. 77–78.
В первом 32-страничном номере было шесть разделов: искусство и общественность, литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и цирк, музыка, кинематограф. Эль Лисицкий – художник-конструктивист, поэтому он привнес авангардные и конструктивистские принципы во внутреннее оформление журнала.

Лисицкий осуществлял художественное оформление и макетирование журнала, Эренбург был автором редакционных статей, определяя его литературную политику.
«Лисицкий твердо верил в конструктивизм. […] А в искусстве он казался непреклонным математиком, вдохновлялся точностью, бредил трезвостью. Был он необычайным выдумщиком, умел оформить стенд на выставке так, что бедность экспонатов казалась избытком; умел по-новому построить книгу».
Эренбург И. Г. Люди, годы, жизнь // Собрание сочинений : в 9 т. М., 1955. Т. 8. с. 413
Всего вышло 3 номера (первый номер был сдвоенный). Материалы в журнале печатались на 3 языках – русском, немецком и французском. Манифест журнала был напечатан сразу на трех языках, далее материалы печатались на языке автора.

Художественное и полиграфическое своеобразие журналу придавала двоякая цель его издания: осведомление русских художников и писателей о последних достижениях европейских мастеров и публикация материалов о состоянии русского искусства для Запада. Главной задачей журнала было «объединение сил мирового авангарда и включение в его фронт мастеров послереволюционной России». В основу этого объединения были положены эстетические установки конструктивистов.
Фрезинский Б. Я. «Вещь» // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918–1940. Т. 2: Периодика и литературные центры. М., 2000. С. 62-64.
«Мы назвали наше обозрение „Вещь“, ибо для нас искусство — созидание новых вещей… Всякое организованное произведение -дом, поэма или картина — целесообразная вещь, не уводящая людей от жизни, но помогающая её организовать… Бросьте декларировать или опровергать — делайте вещи».
Эренбург И. Г. Люди, годы, жизнь // Собрание сочинений : в 9 т. М., 1955. Т. 8. с. 413
Журнал "Вещь". 1922, №3.
КОНЕЦ "ВЕЩИ"
Четвертый номер журнала предполагалось посвятить искусству и литературе советской России.

№ 3 был запрещен к распространению в СССР, что было обусловлено изменениями в идеологической политике большевиков. Без шансов на распространение в России издатели сочли его выпуск бессмысленным.
Made on
Tilda