виДЫ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ
Графика — вид изобразительного искусства,
в котором основными изобразительными средствами, которые называют графическими, являются свойства изобразительной поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов
и пятен.

Печатная графика — вид изобразительного искусства, в основе которого лежит перенесение изображения с печатной формы на печатную поверхность. Как правило является тиражной.

Техника глубокой печати — это технология печати, при которой передача изображения и текста
на запечатываемый материал проводится с печатной формы, на которой печатающие элементы углублены по отношению к пробельным элементам.
Возникновение глубокой печати в гравюре связано
с ремёслами, где применялись процессы гравировки: резцовая гравюра — ювелирным делом;
офорт — c украшением оружия.

Существует 2 разные обработки формы:

  • механическая форма: сухая игла, меццо-тинто;
  • химическая обработка: офорт, мягкий лак, акватинта, лавис, смешанные техники.

Резцовая гравюра
(нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving)

старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углублённые элементы печатной формы создаются с помощью острого резца (штихеля), а туда потом краска и отпечаток.

История
Резцовая гравюра возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий.
В средние века распространился приём заполнения врезанных в металл линий цветным составом, главным образом чернью. Подобное изображение можно было оттискивать на бумаге. Размножение этих оттисков, имевших первоначально значение образцов для оружейников, «золотых и серебряных дел» мастеров, и привело (очевидно, в 1-й половине 15 в.) к появлению собственно резцовой гравюры.
Наиболее старые примеры резцовой гравюры — наивно выполненные игральные карты, листы с изображением Богоматери, святых, евангельских сцен, распространявшиеся вдоль реки Рейн, в областях Швейцарии и Германии, в Эльзасе и в Нидерландах.
Искусство резцовой гравюры совершенствовалось в 15 в. в работах анонимных мастеров орнамента, применявшегося в «серебряном деле» (мастер монограммы «ES» и др.), и достигло расцвета к концу 15 в. в творчестве М. Шонгауэра, А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии. Расцвет резцовой гравюры в Нидерландах произошёл в 16 в. (Лука Лейденский), а во Франции — в 17 в. (Р. Нантёй и др.).
Старые мастера резцовой гравюры добивались большой убедительности в передаче облика человека, деталей быта, фактуры различных материалов, решали сложнейшие задачи анатомического, перспективного и композиционного построения, создавали образы, полные глубокого философского звучания.
В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в 16 в.) техника резцовой гравюры распространилась с помощью украинских мастеров (И. Щирский и др.) в конце 17 в. и использовалась в оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина).
В 18 в. видовые, батальные и резцовые гравюры иных жанров выполняли братья А. Ф. и И. Ф. Зубовы; к резцовой гравюре в сочетании с офортом обращались портретисты Е. П. Чемесов и Г. И. Скородумов.
В 19 в. в петербургской АХ традиции резцовой гравюры сохранялись в творчестве Н. И. Уткина, А. Г. Ухтомского, Ф. И. Иордана.
В начале 19 в. особым видом была «очерковая», контурно-линейная резцовой гравюры, образцы которой широко распространялись в качестве иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и выполнялись по рисункам художников классицизма (например, резцовые гравюры итальянского мастера Т. Пироли по рисункам англичанина Дж. Флаксмена); в России совершенства в этом виде резцовой гравюры достиг Ф. П. Толстой (иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька» по собственным композициям, 1820—33).

Исключительная трудоёмкость резцовой гравюры привели в 17 в. к торжеству
в гравюре другой техники — офорта и его разновидностей. Областью резцовой гравюры, сохранявшейся за ней до 19 в., осталось исполнение географических карт, видов городов (ведут), научных иллюстраций и особенно репродукций (в листах большого размера) произведений живописи, скульптуры и архитектуры для изданий альбомного типа (т. н. увражей).


Техника:

Рисунок наносится на поверхность доски острыми резцами-штихелями, затем по тщательно очищенной поверхности доски прокатывают краску так, чтобы она заполнила бороздки (углубления) рисунка, и с помощью пресса делают оттиск. 
Особенности:

Для техники резцовой гравюры характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; чёткие штрихи точно очерчивают и моделируют объёмную форму, а их частота и насыщенность передают светотеневые градации. Однако имеет ограниченность художественных возможности в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы.
Краткое содержание раздела

Сухая игла
(англ. drypoint)

техника гравирования на металле, не использующая травление, а основанная
на процарапывании остриём твёрдой иглы штрихов на поверхности
металлической доски.

История
Техника сухой иглы возникла в XV веке. Эта техника применяется на завершающем этапе или подправки офортной доски. Много работали в этой технике немецкие художники XV века. Среди известных художников в этой технике (в сочетании с травлением и гравировкой) работали Альбрехт Дюрер и Рембрандт. Художник Алекс Кац использовал этот процесс для создания некоторых из своих работ, таких как «Солнечный» и «Пловец».

В 20-м веке в этой технике работали Макс Бекман, Милтон Эйвери, Светлин Русев, Герман-Поль. Художники работали разными цветами. Канадский художник Дэвид Браун Милн был первым, кто использовал несколько пластин, по одной для каждого цвета.
В России техника сухой иглы применялась с XVIII столетия в сочетании с гравированием офортом, резцом и пунктиром. Среди русских мастеров, прибегавших к этой технике, был Е. П. Чемесов.
Техника:

При этом способе гравирования рисунок процарапывался острой иглой в толще металла. Чаще других использовались цинковые доски. Заусенцы («барбы»), которые образовывались во время работы по краям линий, не удалялись, как в резцовой гравюре, поэтому при печати линия на листе получалась более насыщенная, «бархатистая». Часто техника сухой иглы сочеталась с офортом. В этом случае художник после травления доски кислотой подправлял офортные линии механическим способом, сохраняя возникшие «барбы».

Для работы может быть использован теоретически любой сухой острый предмет, включая стоматологические инструменты, гвозди и др. Тем не менее, некоторые виды игл специально делают для работы в этой технике.
Иглы с алмазным напылением легко режут любой металл, но они стоят дорого.
Твердосплавные стальные иглы также могут быть использованы для большего эффекта.

Особенностью этой техники являются барбы — углублённые борозды с поднятыми заусенцами, которые не сглаживаются, что придаёт оттиску мягкость и бархатистость.

Офорт
травленый штрих
(от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота)

гравюра на металле, офортная манера, именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или даже просто — офортом.

Эта техника в оттисках позволяет достигать очень ёмкого валёрного разнообразия, дающего, в свою очередь, богатые средства выразительности как по характеру линий, так и в фактурности, тональной глубине широкого диапазона.

Офорт был изобретен в XVII веке. Изобретателем техники считается Даниэль Хопфер – немецкий гравер, известный ксилограф. Самым замечательным мастером офорта был великий голландский художник Рембрандт.
Этапы:

  • подготовка доски (нанесение кислотоупорного грунта и копчение)
  • гравирование (рисунок офортной иглой по кислотоупорному грунту);
  • травление;
  • пробный оттиск и коррекция печатной формы;
  • печать.
Материалы:

Основными металлами в офорте, проверенными опытом, являются медь, цинк и сталь.

Техника:

Медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в процарапанных местах, потому что их уже не защищает лак. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.

Акватинта

техника гравирования на металле, «позволяющая, в отличие от офорта или резцовой гравюры, работать не линией и штрихом, а пятном, создавая тональные переходы, наподобие заливки акварелью или тушью, отсюда название».

Изобретена во второй половине XVIII века в качестве удобной репродукционной техники в дополнение к классическому офорту. Позволяет создавать тиражные изображения богатой тональности и фактуры. Оттиск внешне похож на рисунок акварелью.

Акватинтой всерьез занимались Франсиско Гойя, Филибер-Луи Дебюкура, Мэри Кэссет, Педро Жозеф де Лемос. Также в этой технике работали Эдуар Мане, Эдгар Дега, Камиль Писсаро.

Техника:

Перед началом работы металлическую, чаще цинковую, пластину посыпают порошком измельчённой кислотоупорной канифоли или асфальта нужной зернистости.
Затем пластину слегка нагревают, порошок плавится и мелкими шариками припаивается к металлу. Размер и густота зёрен определяют специфическую фактуру (бархатистость) тона в такой технике.
После этого художник закрывает с помощью кисти кислотоупорным (обычно битумным) лаком согласно своему эскизу те участки «доски» (так гравёры называют любую печатную форму), которые должны остаться на оттиске светлыми, и оставляет незакрытыми те, которые подлежат травлению азотной кислотой.
Медные доски травят слабым раствором хлорного железа.
После травления канифоль смывают.


Меццо-тинто
«чёрная манера» (от фр. manière noire), «английская манера» (manière anglaise), шабкунст (нем. Schabkunst — «искусство скребком»)

разновидность тоновой гравюры на металле глубокой печати, в которой изображение создаётся не линиями и штрихами, как в офорте, а плавными тональными переходами. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатистостью тона, богатством светотеневых оттенков.
История
Изобрел эту технику печати, а точнее — метод «от светлого к темному», немецкий художник-самоучка Людвиг фон Зиген в 1642 году. Ему же принадлежит авторство самого раннего произведения — гравюры с изображением графини Амалии Элизабет из Ханау-Мюнценберга.
В начале XVIII века Якоб Кристоф Ле Блон (Амстердам), изобрел систему трех- и четырехцветной печати меццо-тинто.

Классические художники меццо-тинто: Людвиг фон Зиген, Принц Руперт Рейнский (Германия), Валлерант Вайлант (Фламандия), Жак Фабьен Готье д'Аготи (Франция).
Современные художники меццо-тинто: Кацунори Хаманиси (Япония), Лоран Школьник (Франция), Константин Чмутин (Россия), Юрий Боровицкий (Россия), Марина Лазарева и Владимир Самарин (Россия).
Особенность:

В этой технике мастер-художник предварительно с помощью специального инструмента: берсо (фр. berceau — люлька), или «качалки», с зубчатой насечкой обрабатывает поверхность медной доски таким образом, чтобы она по всей поверхности приобрела ровную шероховатую фактуру. Иногда используют «качалку», напоминающую лопатку с дугообразным нижним краем, имеющим зубцы (англ. hand-rocker, или англ. hatcher — «наседка»). Слегка покачивая, инструмент передвигают по доске в разных направлениях, пока вся её поверхность не приобретёт ровную зернистость.

Существует 2 основных метода обработки печатных форм:

  • от светлого к темному;
  • от темного к светлому.
«От светлого к темному». Металлическую форму тщательно полируют до идеально гладкого состояния. Затем мастер специальным инструментом обрабатывает отдельные участки поверхности формы для придания им разной степени шероховатости. От глубины обработки пластины напрямую зависит насыщенность черного цвета на оттиске.
От светлого к темному
Валлерант Вайлант. Читающий юноша. 18 век.
«От темного к светлому». Металлическую шлифованную пластину мастер полностью обрабатывает гранильником (качалкой) для придания ей равномерной шероховатости. Потом с помощью шабера (острого треугольного резака) и гладилки (тупого инструмента с закругленным концом) гравер выглаживает определенные участки формы.
От темного к светлому
Великий палач. Принц Руперт Рейнский. 1685.
Made on
Tilda